В конце 15-го века Флоренция была охвачена волнами религиозного фанатизма, на чём и основывал своё влияние католический монах Джироламо Савонарола. Он был известен своими аскетическими взглядами и резкой критикой морального упадка, который по его мнению, поразил Ренессансную Италию. Савонарола призывал к покаянию и отказу от мирских искушений, что привело к известному событию, известному как “Пылающие ванидады” (или “Костёр тщеславия”), когда были сожжены предметы, считающиеся роскошными или греховными, включая книги, произведения искусства, косметику и одежду.
Среди тех, кто поддался влиянию Савонаролы, был и знаменитый художник Сандро Боттичелли. Согласно некоторым историческим источникам, под воздействием проповедей Савонаролы, Боттичелли испытал глубокий духовный кризис и, возможно, уничтожил несколько своих произведений, которые он считал слишком мирскими или несущими в себе излишнюю сенсуальность.
Однако степень влияния Савонаролы на Боттичелли и точное количество уничтоженных им картин до сих пор остаются предметом споров и исследований среди историков искусства. Некоторые специалисты сомневаются в том, что Боттичелли действительно сжег свои работы, учитывая отсутствие прямых свидетельств этого акта. Тем не менее, считается, что воздействие Савонаролы могло оказать влияние на художественное развитие и тематику последующих работ Боттичелли.
Этот период в истории Флоренции подчеркивает напряженность между религиозным фанатизмом и культурным расцветом Ренессанса, а также показывает, как даже великие умы могут поддаваться общественному давлению и менять свои взгляды и действия под влиянием идеологии и лидеров мнений своего времени.