“Эффект Флинна” — это феномен, обнаруженный и описанный новозеландским ученым Джеймсом Р. Флинном, который указывает на наблюдаемое увеличение показателей IQ с каждым последующим поколением. Исследования Флинна показали, что результаты тестов на интеллект во многих странах мира стабильно росли на протяжении двадцатого века, что предполагает общее улучшение когнитивных способностей населения.
Этот рост, как правило, составляет в среднем три IQ-пункта за десятилетие. Ученые предлагают несколько теорий, объясняющих эффект Флинна. Одной из наиболее очевидных причин считается улучшение условий жизни: питание, здравоохранение, доступ к образованию и уменьшение семей. Также важную роль играют изменения в образовательных методиках и более сложная социальная среда, которые стимулируют когнитивное развитие с раннего возраста.
Однако следует отметить, что IQ-тесты измеряют лишь определенные аспекты интеллекта, такие как логическое мышление, математические способности и пространственное восприятие, и не могут полностью охватить все его грани. Кроме того, существуют предположения, что эффект Флинна может замедляться или даже останавливаться в некоторых развитых странах.
Сам Флинн подчеркивал, что повышение IQ не обязательно означает, что люди становятся “умнее” в абсолютном смысле. Скорее, это отражает адаптацию к изменяющимся условиям жизни и требованиям современного мира, что приводит к улучшению определенных когнитивных навыков, которые оцениваются тестами на IQ.