Древний Рим был известен своими мастерами скульптуры, и изготовление статуй знаменитых личностей было распространенной практикой. В то время как мрамор и бронза использовались для создания многих известных скульптур, гипс также играл важную роль в римской статуарной традиции. Гипсовые статуи были популярны благодаря своей доступности и легкости в обработке, что делало их идеальным материалом для быстрого производства и возможности многократных модификаций.
В те времена политическая сцена Рима была чрезвычайно изменчивой, и репутация человека могла быстро колебаться от восхваления до осуждения. В связи с этим, гипсовые статуи знаменитостей могли быть легко адаптированы к меняющимся обстоятельствам. Когда политический климат менялся и новые лидеры приходили к власти, часто было проще и экономичнее заменить голову статуи, чем создавать новую скульптуру.
Эта практика была особенно удобной для изображения императоров. Император, павший в немилость или осужденный сенатом, мог быть быстро “стиран” из памяти путем замены головы его статуи на голову его преемника. Таким образом, статуи служили не только как искусство и памятники, но и как инструменты политической пропаганды и манипулирования общественным мнением.
Данный метод также отражает римскую практику “damnatio memoriae”, или осуждение памяти, где имена и изображения дискредитированных лиц удалялись из публичных записей и памятников. Это было предназначено для стирания человека из истории, как будто он никогда не существовал. Таким образом, статуи с заменяемыми головами стали символом изменчивости и бренности политической власти в древнем Риме.